Денис Родькин и Элеонора Севенард: история любви звезд Большого театра от первого лица

Денис Родькин и Элеонора Севенард — невероятно красивая пара. Иногда об очевидных вещах можно говорить такими простыми словами. При этом красота в их случае — лишь приятное дополнение к таланту, который восхищает еще больше. Денис — гордость Большого театра, блистательный премьер, отмеченный в прошлом году президентской премией: мощный Спартак, соблазнительный Вронский, трепетный граф Альберт в «Жизели», а еще Печорин, принц Дезире, принц Зигфрид, Щелкунчик… Он танцует главные партии во всех важнейших спектаклях Большого, часто — со Свет­ланой Захаровой, одной из его любимых партнерш.

Элеонора, или Эля, как ее нежно называет Денис, еще совсем молода, она восходящая звезда Большого. В 2017 году девушка была принята в труппу театра, до этого училась в санкт-петербургской Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, где ее высоко ценил ректор Ни­колай Цискаридзе. Элеонора завоевала несколько наград на балетных конкурсах, но впервые ее имя громко прозвучало летом 2017-го — неожиданно, на волне шумихи вокруг фильма «Матильда». Дело в том, что Эля — внучатая племянница главной героини фильма, Матильды Феликсовны Кшесинской (строго говоря, она является праправнучкой родного брата Матильды, Иосифа), и журналистам, разумеется, было интересно узнать мнение юной балерины о картине и обо всем происходящем вокруг нее.

Сегодня речь, впрочем, не об этом. Уже больше года Элеонора и Денис вместе. Они вместе не только в жизни, но и на сцене, хотя пока и не в спектаклях Большого театра. Они танцуют в паре на гала-концертах, фестивалях, но, может быть, однажды выйдут вдвоем и на сцену родного Большого — как Мари и Щелкунчик-принц, Альберт и Жизель…

Ребята, скажите, для вас 14 февраля что-нибудь значит? Или вы критически относитесь к таким праздникам?

Это прекрасный повод еще раз признаться в своих чувствах любимому человеку, побыть вдвоем. Хотя мы с Денисом и так стараемся как можно больше времени проводить вместе.

Что касается меня, то я не придаю этому дню особого значения. Это просто праздник, к тому же чужой… На мои чувства он вообще никак не влияет.

Ну а какие-то красивые жесты, подарки вы делаете друг другу на День святого Валентина?

В прошлом году Денис подарил мне серьги, очень красивые. Я надеваю их только по особым случаям. Очень ими дорожу.

Я думаю, в первую очередь для каждого важны не материальные подарки, а отношение к тебе человека. И я очень ценю то, как Эля относится ко мне. Так случилось, что осенью я получил травму. На гастролях в Новосибирске подвернул ногу прямо на сцене, танцуя Спартака. Практически всю зиму не работал, восстанавливался. Если бы не Эля, я бы и к лету не восстановился, а так готовлюсь уже в марте выйти на сцену.

Денис Родькин и Элеонора Севенард — невероятно красивая пара.
(Элеонора: серьги, кольцо, Chopard; кардиган, Valentino. Денис: водолазка, Zegna Sport)

А в чем заключалась поддержка?

В любых мелочах. Посидеть, поговорить, помочь вещи собрать, кашу гречневую с утра сварить…

Я старалась использовать любую возможность, чтобы прибежать из театра домой, что-то ему приготовить. Переживала, что должна идти обратно. Считала, что мое место рядом с ним в такое время. В театре мысли все время вращались вокруг одного: «Как он там? Как себя чувствует?»

Денис, Эля, а как вы вообще познакомились?

Я Элю знал давно, просто она меня, наверное, не знала. (Смеется.) Если серьезно, я приехал на выпускной в Академию имени Вагановой — поддержать моего любимого педагога, Николая Максимовича Цискаридзе. Он ведь был не только Элиным педагогом, но и моим в Большом. Помощница Николая Максимовича представила мне прекрасную студентку, которая тогда еще не выпускалась, со словами: «Вот Элеонора, когда-нибудь вы еще будете танцевать вместе». Потом у нас была встреча на следующем, уже Элином, выпускном, затем — на балетном конкурсе, где я был ведущим, а она завоевала серебряную медаль. А потом мы поехали уже в составе труппы Большого театра в Грецию. Представьте себе, и в тот раз я повредил ногу! Она распухла, а рано утром мне надо было вылетать в Японию. Эля так неравнодушно отнеслась ко мне в тот момент! Не ушла в номер смотреть телевизор, а была со мной до самого моего отъезда. Отвлекала разговорами от мыслей о ноге. И я подумал: «У этого человека, должно быть, очень доброе сердце». Когда вернулся в Москву, после репетиции «Дон Кихота» пригласил Элю попить кофейку. Так все и завертелось.

Денису всего 28 лет, 10 из них он в труппе Большого театра. В прошлом году артист балета был награжден президентской премией за вклад в сохранение и преумножение отечественного хореографического искусства. (Денис: часы, Chopard; рубашка, брюки, кеды, все — Dolce&Gabbana)

Я не устаю поражаться работоспособности Дениса и его выдержке. Он может во вторник танцевать «Жизель» в Большом, сесть ночью в самолет, а в среду в Афинах танцевать Спартака. Как у него хватает сил? Но в тот раз я действительно сильно переживала: у него отекла нога, из Афин до Токио лететь 13 часов, в самолете давление, а вечером выступление на рождественском концерте — «Адажио» со Светланой Захаровой…

Эля, а Денис переживает, когда вы, например, танцуете на сцене Большого?

Я чувствую такую большую поддержку с его стороны! Когда я впервые танцевала Машу в «Щелкунчике», очень волновалась. Главная роль, полный зал, да еще за кулисами стояло столько народу! Меня это психологически сковывало, но, когда я увидела Дениса, который сидел во второй кулисе, мне стало так спокойно от его взгляда! Я просто перестала думать о других людях.

К 20 годам Элеонора завоевала множество международных наград. «Она лучшая выпускница Академии Русского балета прошлого года», — заявил Николай Цискаридзе в 2017-м. (Элеонора: костюм, Giorgio Armani; серьги, Mercury)

Есть ли у вас мечта стать полно­ценной парой на сцене и что для этого нужно, учитывая, что Эля только на­чинает, а вы, Денис, уже сложившийся мастер?

Мы не ставим такую цель — обязательно танцевать вместе. Когда пару создают на сцене только потому, что они любят друг друга, это неправильно. Все должно развиваться логично… А потом, я же старше Эли на восемь лет, в балете это целая жизнь. Когда Эля наберет колоссальный опыт — к 26–27 годам, я буду уже стареньким. (Смеется.)

Элеонора Севенард — внучатая племянница известной балерины Матильды Кшесинской, от которой она унаследовала любовь к балету, талант и красоту

Тогда вы сможете ставить для нее спектакли.

Хореографом я себя не вижу: им нужно родиться. Как Юрий Николаевич Григорович, который действительно хорео­граф от Бога — может быть, последний великий мастер в балете. По крайней мере, я равных ему по масштабу не нахожу. А стать просто еще одним хореографом… Я и педагогом-то пока быть не хочу. Пока хочу танцевать. Мне этого достаточно.

Денис — прекрасный педагог для меня. На моих спектаклях он всегда сидит за кулисами или в зале, потом делает замечания, подсказывает, как легче сделать то или иное движение. Недавно я пожаловалась ему, что на подготовку роли у меня только месяц. На это он ответил, что месяц — это море времени, что в будущем мне придется готовить роль за неделю, за несколько дней.

Вашей любви не мешает то, что про вас пишут: «Денис Родькин закрутил роман с внучатой племянницей Матильды Кшесинской»?

Так совпало, что в 2017 го­ду я выпустилась из академии, пришла в Большой театр и вышел фильм «Матильда», к которому я не имею никакого отношения. Все это было чистое совпадение, а меня фактически втянули в рекламную кампанию. Я, безусловно, горжусь своей семьей, своими предками, но в театре только моя работоспособность влияет на мое реноме. В балете по-другому не бывает. Я нормально отношусь к тому, что меня называют внучатой племянницей Матильды Кшесинской, но должна быть какая-то грань.

Любая публикация для артиста — это хорошо, поэтому пусть пишут. Я уверен, что скоро об Эле будут говорить не как о внучатой племяннице, а как о балерине, которая танцует в Большом театре. Ее семейная история не будет иметь такого значения, хотя это все равно важно. Вот мой дедушка тоже был великим человеком. Он был тружеником, комбайнером. Имел звание Героя Социалистического Труда. И я тоже им горжусь. Когда только начал работать в Большом, навестил их с бабушкой в деревне в Красноярском крае. И тогда я сказал: «Вот, дед, ты — Герой Социалистического Труда, а твой внук — первый артист Большого театра, который приехал в вашу деревню». Я прямо это так с гордостью сказал. Когда я смотрю на Юрия Николаевича Григоровича, я вспоминаю дедушку и думаю, что они из поколения особенных людей, у которых и жизненная мудрость, и правильные ценности, и закалка не­вероятная…

Денис, а Николай Цискаридзе, ваш наставник в балете, одобрил ваш выбор в любви?

А Эля приспособлена к жизни?

Я ее приспосабливаю. Раньше она не умела готовить, а теперь не только каши варит, но и шедевры кулинарные создает. Вообще, очень вкусно готовит.

Мне нравится готовить ужины, особенно когда знаешь, что на следующий день выходной и можно выспаться.

И в заключение: не планируете ли в ближайшее время пожениться?

Это решение очень серьезное.

Но приходит это решение быстро, и я думаю, что скоро оно точно придет.

Текст: Людмила Андреева. Стиль: Кристина Вальтер. Продюсеры: Ольга Закатова, Галина Крючкова. Ассистент продюсера: Елизавета Гардер. Макияж: Кирилл Шабалин/Национальный визажист Yves Saint Laurent Beauty в России. Прически: Иван Иванов/ Творческий партнер L’oreal Professionnel. Благодарим ресторан Cristal Room Baccarat за помощь в организации съемки

Жаркие споры вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда» вызвали колоссальный интерес к «императорской балерине» Кшесинской. Слава возлюбленной цесаревича неоднозначна: для одних она — выдающаяся артистка, для других — просто «грешная Матильда». Интерес к фаворитке последнего русского царя Николая II затронул и ее правнучатую племянницу — 19-летнюю Элеонору Севенард. Девушка выросла красавицей и тоже стала профессиональной балериной.

«Она не афиширует родство»

Элеонора родилась в Санкт-Петербурге. Она с детства грезила балетом и теперь доросла до артистки Большого театра. О ней отзываются как о талантливой балерине, подающей большие надежды. Но на наши просьбы об интервью наследница Матильды Кшесинской ответила отказом. Так что об Элеоноре нам рассказал ее отец, предприниматель Константин Севенард.

— Эля не афиширует свое родство с Матильдой. Мы с дочкой все обсудили и договорились, что она не будет участвовать в дискуссиях вокруг семьи Кшесинской, потому что все это уже приобрело скандальный характер, — говорит Константин Севенард. — К тому же она недостаточно владеет информацией, чтобы растолковать все журналистам.

— Она что же, стесняется родства с Кшесинской?

— Расстраивает и раздражает ситуация вокруг фильма «Матильда». К тому же у коллег к Эле уже есть большая ревность. Некоторые воспринимают ее родство как «недобросовестный конкурентный ход».

Воспитанница Цискаридзе

— Ваша дочь какая в жизни?

— Упорная, целеустремленная. Она борец. У меня семеро детей, четверо от первого брака и трое от второго. Эля — самая старшая дочь. Она последние годы жила со своей мамой Юлией, с которой мы в разводе. Но я ее, естественно, не оставлял. Был рядом.

— Элеонора стала балериной, потому что ее вдохновил образ Матильды Кшесинской?

— У нас семейные артистические корни. Не только балетные. Отец Матильды был самым известным драматическим актером своего времени. А еще так танцевал, что его называли королем мазурки. Иосиф, родной брат Матильды, тоже был танцором, балетмейстером Мариинского, а потом и Кировского театра. У нас дома хранятся сценические костюмы Матильды, ее фотографии. Эта аура ощущалась всегда. Часть этих костюмов мы передали в музей Академии русского балета имени Вагановой в Петербурге. Мама Эли Юлия тоже занималась в юности балетом. И, хотя потом стала историком, сыграла значительную роль в выборе профессии для дочери.

Последний год, когда Эля училась в академии, ректор Николай Цискаридзе стал наставником девочки. И очень много ей дал.

— Матильде было 18 лет, когда она пленила цесаревича Николая. А у Элеоноры есть возлюбленный?

— Нет. Она вся в работе.

— У нее не было мысли взять двойную фамилию — Элеонора Севенард-Кшесинская?

— Я ей возьму! Наша фамилия не менее заслуженная — старинная дворянская, из Франции, предки состояли в родстве с Наполеоном.

Эксперты прочат Элеоноре большое будущее.Фото: vk.com

— Как лично вы относитесь к Матильде?

— Матильда была интереснейшей личностью! Балерина и при этом успешная бизнесвумен: свои доходные дома, игорный клуб, собственные биржевые маклеры. Она выступала на сцене и при этом успевала создавать и контролировать бизнес-предприятия. Была влиятельной персоной и одной из обаятельнейших женщин своей эпохи.

«Родила от царя»

Если говорить об официальной родословной, то линия нынешних потомков Матильды идет от родного брата балерины Иосифа. У него родилась дочь Целина, бабушка Константина Севенарда. Получается, Элеонора — правнучатая племянница Матильды.

Однако Константин Севенард уверяет: он и его дети… прямые наследники Матильды и Николая Второго. Мол, он видел письма Матильды и некие документы, из которых следует, что Матильда родила от царя Николая дочь, которую он признал. Эту девочку якобы удочерил брат балерины Иосиф, назвал Целиной и воспитал как родную. А тайну рождения, дескать, не открывал. И теперь юная балерина Элеонора Севенард может чуть ли не претендовать на престол!

Впрочем, историки версию Севенарда считают, мягко говоря, фантастичной (см. «Комментарий историка».)

— Элеонора тоже верит, что она праправнучка Николая II? — спрашиваю ее отца.

— Думаю, верит. Но она не живет этим, не увлечена так, как я. Дочь много работает, и ей это не нужно.

КОМПЕТЕНТНО

«Гены в балете не помогут»

Мы позвонили Николаю Цискаридзе, ректору Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, где училась Элеонора Севенард.

— Элеонора — моя воспитанница. Она лучшая выпускница прошлого года. Получила приглашение сразу и в Мариинский, и в Большой театры, — рассказал «КП» Николай Цискаридзе. — Эля сделала выбор в пользу Большого и переехала в Москву. Сейчас она учится на бакалавриате. Последние два года Эля станцевала огромное количество спектаклей на всех ведущих сценах мира — в Парижской опере, миланской Ла Скала, в Лондоне, в Токийском национальном театре. И везде главные партии!

Николай Цискаридзе.Фото: Наталия НЕЧАЕВА

— Это сказываются гены?

— Нет, в балете гены и династии — очень редкая вещь. Это божий дар плюс много составляющих, в том числе труд. Как Шварц написал в «Золушке»: «Никакие связи не помогут ножке стать маленькой, а душе — большой». Это дается от природы.

— На Элеонору вы сразу обратили внимание?

— Когда я пришел в школу руководителем, моментально выделил этого ребенка из массы. Сказал: «Какая хорошая девочка». Мне сказали: «Конечно, она же Кшесинская!» Кстати, японцы сняли про нее часовой документальный фильм. Следили за жизнью двух наших девочек на протяжении восьми лет. Обе подавали надежды в балете. Но из второй девочки ничего не получилось, а из Элеоноры получилось.

КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА

Николай СВАНИДЗЕ:

После женитьбы Николай Второй больше с ней не встречался

Версию Константина Севенарда о том, что Матильда родила дочь от Николая Второго, мы попросили прокомментировать Николая Сванидзе, историка, журналиста.

Цесаревич Николай был близок с Матильдой два года, с 1892-го по 1894-й. Фото: VadimNeKrasov/Russian Look

— Ни в каких-либо документах, ни в дневниках Матильды Кшесинской, ни в дневниках Николая, словом, нигде нет ни одного свидетельства о том, что у них мог быть ребенок, — говорит наш эксперт. — Матильда бы этого не скрыла. Ее дневники и воспоминания достаточно честные. Известно (хотя она не очень откровенно об этом высказывается), что после наследника престола у нее было два близких человека, один из которых стал ее мужем — великий князь Андрей Владимирович. А до него у нее был еще один великий князь — Сергей Михайлович. И она в дневниках дает понять, что сына родила от Сергея Михайловича. Но ребенка потом усыновил князь Андрей Владимирович. И абсолютно точно: отец ребенка — никак не Николай Александрович, последний русский царь. Царь был замечательным семьянином. До бракосочетания с Алекс Гессенской, будущей царицей Александрой Федоровной, он был, несомненно, влюблен в Матильду Кшесинскую, но, женившись, хранил верность жене.

Конечно, Матильда была очень одаренная и энергичная дама. Талантливый преподаватель балета, чем она и занималась потом в эмиграции в Париже. Но никакого бизнеса у нее не было. Она была влиятельной до поры до времени просто благодаря знакомствам и связям в высших кругах.

Дневник Матильды Кшесинской: Что писала знаменитая балерина о цесаревиче Николае Романове

«Комсомолка» прочла дневники, в которых балерина рассказывает подробности ее романа с наследником русского престола

Дневники Матильды Кшесинской, записки и черновики писем к «дорогому Ники» и даже ее карандашный портрет цесаревича почти сто лет хранятся в фондах Музея им. Бахрушина. Но особый интерес к ним появился лишь недавно — в связи с выходом фильма Алексея Учителя «Матильда». По этим чудом уцелевшим записям можно составить представление, как развивались романтические отношения будущего российского императора Николая II и юной балерины. С разрешения Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина мы печатаем отрывки из дневников. (подробности)

Дневники цесаревича Николая Романова: Что писал наследник российского престола о балерине Матильде Кшесинской

«Комсомолка» прочла дневники будущего императора Николая Второго, в которых он описывает свое влечение к очаровательной балерине

Любители «клубнички» будут разочарованы. Назвать «откровениями» дневники цесаревича Николая очень трудно. Записи рисуют нам образ человека сухого, очень немногословного и весьма целомудренного. Содержание дневников не по-царски далеко от политики. А контраст описываемых событий порой вызывает оторопь. Чего стоит запись «После панихиды катались на коньках… пили шампузо». Советские историки на основании дневников рисовали царя как человека недалекого и равнодушного… Ныне популярна точка зрения, что дневники поддельны… Однако специалисты не видят особых противоречий между личностью царя и тем, что написано в его тетрадях. «Что бы ни было в дневниках, это не имеет никакого значения, — говорит литературный критик Валентин Курбатов. — Своей мученической смертью он искупил все, что было до». (подробности)

Грация и труд: академии Вагановой исполнилось 280 лет

Будущие Жизели, Золушки и Щелкунчики сейчас оттачивают мастерство в том самом репетиционном классе, где Лев Иванов придумал знаменитое построение Белого акта в «Лебедином озере».

Первой русской балериной, скрутившей 32 фуэтэ, стала Матильда Кшесинская. И с тех пор каждая ученица Вагановки, мечтающая стать примой, стремится к этой высокой планке.

Праправнучатая племянница Матильды Кшесинской готовится через год пройти выпускные экзамены в Петербурге. И если насчет родства у некоторых до сих пор возникают сомнения, то характер 18-летней артистки Ксении Севенард полностью их развеивает.

Ксения Севенард, ученица 7-го класса Академии русского балета имени А. Я. Вагановой: «В нашей профессии нельзя стесняться. Нужно всегда быть пробивной. С самых первых репетиций нужно всегда тянуть руку, знать все партии, весь порядок».

Пробиться через три этапа тщательного отбора стремятся дети со всей страны, к ним присоединяются даже соискатели из-за границы. И у каждого прошедшего конкурс (а это в среднем один ребенок из 10) с 9 утра до глубокого вечера — круговерть репетиций, экзерсисов и экзаменов.

Самые юные уже с первого класса участвуют в детских партиях Мариинского театра. А к Новому году по давней традиции ученики всех возрастов танцуют «Щелкунчика». И каждый год — премьера нового поколения.

Но эта сказка для зрительного зала. По ту сторону оркестровой ямы — диктат педагога у станка. балет — не спорт и не акробатика, это искусство красоты, но свобода движений и легкость даются ценой тяжелейшего труда. Здесь повторяют: в академии научат, как стоять на пуантах, но карьеру по-прежнему делают только в театре. Марина Александровна Васильева солировала в Мариинке 22 года, и уже 41-й год помогает артистам выпускных классов идти в ногу со временем.

Марина Васильева, профессор, заслуженный деятель искусств, декан исполнительского факультета Академии русского балета имени А. Я. Вагановой: «Сейчас немножко другие требования к внешности танцовщиц. Сейчас они высокие, худые».

Корреспондент НТВ Эдмунд Желбунов узнал, каким трудом достигается легкость балетных па.

Денис Родькин — биография, информация, личная жизнь

Денис Родькин

Денис Александрович Родькин. Родился 3 июля 1990 года в Москве. Российский артист балета. Лауреат Премии Президента РФ (2017).

Денис Родькин родился 3 июля 1990 года в Москве в семье, которая не имеет отношения к искусству.

Отец — инженер, работал на авиационном заводе.

Мать — педагог, преподаватель французского языка.

Старший брат окончил военно-технический университет, служит в ФСБ.

В школьные годы учился в музыкальной школе по классу гитары во дворце культуры «Красный Октябрь». Затем занимался танцами — обучался степу. Далее по телевидению увидел балет «Спартак», где в главной роли блистал знаменитый советский танцовщик Владимир Васильев. С тех пор он сам решил стать танцором балета.

В 2009 году окончил хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель».

Далее пришел на кастинг в Большой театр. Его взяли, отметив высокий рост и фактуру. Был принят в балетную труппу Большого театра в класс Николая Цискаридзе, который и стал его педагогом.

В 2013 году окончил балетмейстерско-педагогический факультет Московской государственной академии хореографии.

После ухода Цискаридзе из Большого театра балетмейстером-репетитором Дениса стал Юрий Владимиров. Затем Родькин стал работать с балетмейстером-репетитором Александром Ветровым.

С 2015 года начал танцевать в паре с известной балериной Светланой Захаровой. Денис вспоминал: «Еще когда я учился, видел, как она танцевала с Николаем Цискаридзе, и для меня они — боги танца. На первых репетициях я очень сильно волновался, но сейчас мы уже привыкли друг к другу. У нас здоровый творческий тандем, хотя я понимаю, что права на ошибку у меня нет».

Денис Родькин — Щелкунчик

В 2014 году принимал участие в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, где перевоплотился в бога танца Вацлава Нижинского.

В 2014 году получил Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».

В 2017 году стал лауреатом Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры — за вклад в сохранение, приумножение и популяризацию достижений отечественного хореографического искусства.

В 2017-м получил премию Бенуа де ла данс за партию в балете «Баядерка».

Рост Дениса Родькина: 186 сантиметров.

Личная жизнь Дениса Родькина:

Состоял в отношениях с балериной Оксаной Шаровой, которая также танцует в Большом театре.

Денис Родькин и Оксана Шарова

С 2018 года у артиста начались отношения с коллегой Элеонорой Севенард, которая младше его на 8 лет. Элеонора — праправнучки легендарной балерины Матильды Кшесинской. Они вместе принимали участие в нескольких постановках, постепенно чувства на сцене переросли в отношения в реальной жизни.

Денис Родькин и Элеонора Севенард

Активен в соцсетях, особенно подписчикам нравятся шпагаты Дениса.

Репертуар Дениса Родькина:

«Все балеты — про любовь»: Денис Родькин и Элеонора Севенард о работе в Большом театре, партнёрстве и конкуренции

— Вы оба — артисты Большого театра, и вы оба в своё время были учениками Николая Цискаридзе. Его многие критикуют, но вот вы, Денис, его поддерживали неоднократно.

Денис Родькин: Бывших учителей не бывает. Николай Максимович для нас и сейчас учитель, мы всегда с ним советуемся. И, как человек с большим опытом в своём деле, он нам подсказывает очень мудрые вещи.

— Насколько разным был подход к каждому из вас во время обучения? Наверняка вы делились этим друг с другом, сравнивали.

Д.Р.: Скажу честно, что к мальчикам Николай Максимович относится немного пожёстче. Потому что мы по своей природе более выдержанны. Он всегда говорил: «Деня, я на тебя ругаюсь больше, потому что ты мальчик». Вот, наверное, и Эля никогда мне историй не рассказывала, в которых бы Николай Максимович ругался. На меня он ругался, но я сейчас понимаю, что он это делал во благо мне.

Элеонора Севенард: Разница ещё в том, что Денис работал с Николаем Максимовичем в театре. Я ещё училась в школе, получала образование артиста балета, чтобы потом прийти в театр. И, конечно, отличался подход.

Д.Р.: Когда я приезжаю к нему в Вагановскую академию, то вижу, что по сути ничего не изменилось. Он так же строг, он так же требует всё сейчас и сразу. Наверное, это правильно, потому что наша профессия очень короткая и заканчивается в лучшем случае для мальчиков лет в 40. Надо за короткий период успеть очень многое.

— Вы, Денис, хотя и очень молоды, но уже опытный танцор. Элеонора — ещё юная балерина. Как у вас происходит обмен опытом?

Э.С.: Опыт — это очень важно, и я стараюсь прислушиваться к тому, что говорят Денис и мой педагог в театре. Пытаюсь вспомнить замечания Николая Максимовича и советы нашего художественного руководителя. И, конечно, когда партнёр понимает, как найти подход, — это очень помогает, на сцене сразу легче танцевать.

Д.Р.: Конечно же, я с Элей делюсь опытом. По большому счёту главная задача партнёра — преподнести выигрышно балерину. Для меня балет — это всё же более женское искусство, нежели мужское.

Я не приемлю, когда партнёр с партнёршей начинают конкурировать на сцене. Так не должно быть, должен быть дуэт.

А все балеты — они про любовь. И должна быть любовь между партнёрами. Но есть, конечно, такие балеты, как «Спартак». И все балеты Юрия Николаевича (Григоровича. — RT), по большому счёту, балеты мужские. Но всё же для меня балет — это символ женского искусства.

  • © rodkin90 / instagram

— Денис, вы выпускник неакадемической балетной школы. Скажите, дополнительные навыки вроде степа дают какое-либо преимущество перед другими артистами?

Д.Р.: Степ, на самом деле, дал мне многое. Я более раскрепощённый на сцене, потому что степ предполагает свободу. А балет, именно классический балет, — это определённые позиции. Если это первая позиция — это первая позиция. Вторая — вторая. И, соответственно, когда ты живёшь в этих ограничениях, то на сцене бываешь иногда немножко зажатый. Я попытался соединить свои навыки степа и балет, и получилось вроде бы всё правильно по позициям и в то же время свободно.

— А вы когда-нибудь падали прямо во время спектакля?

Д.Р.: Я падал один раз на балете «Спартак». Было очень обидно. Поскользнулся. Но я как-то так встал, что никто ничего не заметил.

— Элеонора, а что касается вас? И вообще, что делать, если такое произойдёт?

Э.С.: Нужно продолжать танцевать. Если, конечно, ты не получаешь какую-то травму.

Д.Р.: Ну вот Эля тоже недавно немножко поскользнулась на гастролях в Китае.

Э.С.: Да, к сожалению, так случилось. У балерины, которая танцевала передо мной, разорвались бусы… а я этого не видела и поскользнулась. Это всё случайно произошло.

— Но об этом потом снимут, конечно же, фильм и преподнесут это так, будто всё было сделано специально.

Д.Р.: Никому никогда в пуанты ничего не подсыпали! Вот на моём веку — точно.

Э.С.: И на моём тем более.

— Раз мы вспомнили Китай и ваши гастроли: все в один голос говорят, что китайская публика совершенно потрясающая…

Д.Р.: Это правда, да. Они очень восторженно всё воспринимали. Вообще вся Азия русский балет принимает с особым восторгом. Наверное, первое место всё равно здесь занимает Япония.

Китайцы сильно шумят в зале, поддерживают артиста. Японцы более сдержанны.

Но потом, когда ты выходишь после спектакля, они выстраиваются в огромные очереди — и ты чувствуешь себя не артистом балета, а какой-то голливудской звездой. Такие толпы, все тебя фотографируют, пытаются взять автограф…

Э.С.: Подарки, да…

Д.Р.: Подарочки. Ты после спектакля приходишь с кучей каких-то маленьких японских печений. Один раз мне даже умудрились подарить пиво. Более того, пиво мне подарили во льду. То есть Япония настолько предусмотрительная страна… Японцы, видимо, поняли, что я очень хочу пить после спектакля, а воду пить неинтересно. И они подарили пиво.

Э.С.: Мне подарили один раз коробку клубники. Дарят даже такие необычные подарки.

  • © elya_7ard / instagram

— Элеонора, вы внучатая племянница, точнее сказать, праправнучатая племянница балерины Матильды Кшесинской. И это, наверное, накладывает определённую ответственность. Кажется, что люди будут тыкать пальцем и говорить: «А, ну-ну, сейчас посмотрим». Это вам мешает?

Э.С.: Я не знаю, поскольку не сохранилось записей, где танцует Матильда Феликсовна. Конечно, сравнивать сложно. Мне кажется, даже невозможно, поскольку никто не видел, как она танцевала. Сохранились только какие-то письменные свидетельства, где описывается, что она была очень эмоциональной и отличалась этим от своих современниц и коллег по сцене. Что она была виртуозной и первой исполнила 32 фуэте. И, конечно, мне с детства об этом говорили в семье, мне хотелось тоже научиться исполнять 32 фуэте. Не знаю, для меня странно, когда пытаются сравнивать нас. Наверное, потому что это практически невозможно.

— А если говорить о наследии Кшесинской в вашей семье?

Э.С.: Мой отец очень активно — наверное, именно в момент, когда я появилась на свет, — начал изучать историю семьи. Он ездил во Францию, искал учениц Матильды Феликсовны, которые учились в её балетной студии в Париже. Искал по русским ресторанам. Он не знал французского языка — просто приходил и пытался узнать у тех, кто говорил по-русски, какую-то информацию. И так действительно нашёл её учениц. Они очень много рассказали ему.

У нас хранились костюмы семьи Кшесинских. Не только Матильды Феликсовны — её отца, брата.

И это всё было очень интересно. Мы занимались балетом, мама очень любила и любит балет и вообще театр. Мы с детства ходили на оперу, на балет, на драматические спектакли, мюзиклы. Занимались хореографией. И всё постепенно вылилось в то, что сейчас я работаю в Большом театре. Я очень рада, что всё так сложилось.

— Надо сказать, к чести сотрудников Большого театра, они очень ревностно охраняли ваш покой во время скандала, связанного с выходом фильма Алексея Учителя «Матильда». На вашу работу эта история как-то повлияла?

Также по теме «Эта картина далась мне кровью»: режиссёр «Матильды» Алексей Учитель — в интервью RT Работа над фильмом «Матильда» оказалась для режиссёра Алексея Учителя непростой. Историческая драма о любовных отношениях Николая II с…

Э.С.: Да, я считаю, что было очень много лишнего шума. Наверное, многие сами это поняли, когда посмотрели фильм. Конечно, в театре ко мне подходили из нашей пресс-службы, спрашивали, хочется ли мне вокруг себя какого-то дополнительного внимания. И поскольку я только начала свой первый сезон в театре, мне, конечно, было важнее проявить себя самостоятельно как балерине. Я старалась, наверное, более тихо себя вести и не давать лишнего повода…

— Есть ли сейчас какие-то спектакли, в которых вы вместе работаете на сцене?

Э.С.: Ну, например, «Анна Каренина» Джона Ноймайера. Денис исполняет главную роль, Вронского, я исполняю роль княжны Сорокиной. Но это не классический балет. Не знаю — неоклассический, наверное.

— А каково это — танцевать на одной сцене с близким человеком?

Д.Р.: Я лично волнуюсь чуть больше, потому что если вдруг что-то не так, то, конечно, будет обидно. Если у Эли что-то не получается в своих вариациях, мне обидно немножко, что не получилось что-то.

Э.С.: А я чувствую себя увереннее.

Д.Р.: В адажио я всегда уверен, потому что я знаю, что всё будет нормально в моих руках.

Э.С.: Да и я уверена, что, когда Денис рядом, всё будет хорошо в любой ситуации, он всегда поможет и подскажет.

Д.Р.: И подниму в любой ситуации.

Э.С.: И поднимет в любой ситуации.

  • © elya_7ard / instagram

— Кстати, а сколько положено балерине весить?

Д.Р.: Это сложный вопрос. Есть балерины не очень высокого роста, но тяжёлые. Я не знаю, с чем это связано. А есть высокие балерины и лёгкие. То есть чёткую цифру, сколько должна весить балерина, я не могу вам назвать. Я могу только взять, поднять и понять, лёгкая она или нет.

К тому же все думают, что партнёр балерину постоянно на себе таскает. Нет, конечно. Балерина должна помогать партнёру.

Есть определённая техника, где она партнёру помогает делать правильный подход на поддержку, наверху собираться. Поэтому нет чёткой цифры, сколько должна весить балерина.

— Где-то в районе 50 кг, наверное?

Д.Р.: Ну желательно до 50 кг.

— Вы правы по поводу техники. Я видела, как балерина поднимала партнёра…

Д.Р.: Было такое. Было такое, что партнёр держался за балерину, и у нас… Не буду говорить. Но, вообще, есть такие ребята. Ну не дано, понимаете! Во многом от природы партнёрство даётся.

— Вернёмся к теме близких отношений в театре. Как ко всему этому относятся в руководстве? Не говорят, что любовь мешает работе?

Д.Р.: Нет, конечно. Для руководителя главное, чтобы человеку было хорошо и комфортно. А когда человеку хорошо и комфортно, он на сцене даёт желаемый результат.

Э.С.: У нас просто пока ещё не было такого опыта, наверное. В театре мы вместе танцуем только в одном спектакле. Но мне всегда спокойнее, как я уже сказала. И, кажется, наш художественный руководитель, наоборот, очень даже рад за нас.

— Элеонора, а какая партия для вас самая желанная на сегодняшний день?

Э.С.: Нет одной партии. Мне кажется, существует очень много интересных ролей. Ну, наверное, сейчас мне хочется больше танцевать классику. Поскольку я только выпустилась, а на классике и воспитывается тело балерины, это такая основа. Хочется попробовать очень многое именно в классических спектаклях, в классических постановках. Это, конечно, и «Баядерка», и «Спящая красавица», и «Дон Кихот».

— Денис, если у Эли это первый сезон в Большом, вы уже сбились со счёту — то ли девятый, то ли десятый. А у вас не было мысли попробовать себя где-то ещё? Может быть, в Нью-Йорке… Или пока ваша занятость не позволяет вам никуда двигаться?

Д.Р.: Я считаю, что из Большого театра ни в коем случае никуда нельзя уходить. В Большой театр можно приходить, но уходить уже нельзя. В Большом театре абсолютно мой репертуар, я себя чувствую здесь на своём месте. Как говорят, это для меня уже как второй дом. Я не представляю себя без Большого театра. А что касается каких-то гостевых контрактов — это, конечно же, всегда очень приятно. Да и полезно.

  • © rodkin90 / instagram

— Я знаю, что пять лет назад вы закончили балетмейстерско-педагогический факультет Московской академии хореографии. Как вы видите своё будущее в этой профессии?

Д.Р.: Пока я не вижу себя ни балетмейстером, ни педагогом. Вообще никак не вижу. Более того, я сейчас стараюсь получить второе высшее образование — это факультет культурной политики гуманитарного управления в МГУ.

— Неужели чиновником будете?

Д.Р.: Я не знаю. Понимаете, мы не знаем, что будет с нами через четыре дня. И всегда второе образование полезно.

— Есть в вашей профессии такое безобразнейшее качество, как зависть. Как пережить, когда завидуют вам? И как самим не скатиться до этого низменного чувства, не завидовать другим? Как держаться в русле здорового соперничества?

Д.Р.: Я никогда не стараюсь ни на кого смотреть. Просто есть мой путь — и я всегда его придерживаюсь.

Михаил Барышников сказал великие слова, что он пытается танцевать не лучше кого-то, а лучше себя. И мне это очень близко.

Я понимаю, что смысла в таком качестве, как зависть, нет. Оно только разрушает изнутри. И поэтому я иду по своему пути. Главное — идти по нему уверенно и всегда только наверх.

Э.С.: Мне ещё с первых классов в академии педагог говорила, что в балете должна быть конкуренция. Если кто-то делает что-то лучше тебя — ты должен стремиться к тому, чтобы потом сделать это лучше. Ну, может быть, только вначале. То есть ты должен не то чтобы завидовать, а пытаться совершенствоваться и добиваться результатов. Но завидовать, конечно, бесполезно: это ничему не поможет. Нужно идти в зал и делать успехи.

— Театр, понятное дело, особая творческая среда. И тут внутренние отношения довольно-таки хитрые. Кого-то из артистов Большого вы могли бы назвать своим другом?

Э.С.: Дениса.

Д.Р.: Элю.

— Поняли вас.

Д.Р.: Понимаете, друзья — это такое понятие, что вот ты с ним можешь, например, после репетиции куда-то пойти…

— Пивка попить — такое может быть? Или артисты Большого театра — это же небожители, они не пьют пиво?

Д.Р.: Нет, пьём пиво, конечно.

— С разрешения Владимира Урина (директора Большого театра. — RT)?

Д.Р.: Нет, с разрешения руководителя балета Большого театра. Конечно, можем и выпить вместе. Для меня дружба — это когда ты доверяешь полностью человеку. Мне кажется, в балете вот таких прямо друзей быть просто по природе не может.

  • © elya_7ard / instagram

— К теме еды: я слышала, что артисты до такой степени выкладываются во время спектакля, что после него могут и кусок торта себе позволить, и кусок колбасы…

Д.Р.: Вы знаете, после спектакля я вообще есть не могу, я только пить хочу. Потому что теряешь столько жидкости… Есть — только на следующий день.

Э.С.: Нельзя сравнивать балет и спорт — это разные вещи. Но если считать, наверное, калории, сжигаемые во время нагрузки (всё равно идёт физическая нагрузка на тело), мне кажется, мы можем…

— Сейчас в России проходит чемпионат мира по футболу. Основные гулянья идут практически у вас под носом, возле Большого театра. Вы следили за играми?

Д.Р.: Безусловно, следили. И очень болели за нашу команду. Когда мы проиграли в последнем матче, я очень расстроился, потому что хотел, чтобы мы стали чемпионами мира, честно скажу. Но за такую команду, которая у нас была на чемпионате, совершенно не стыдно. Они показали прекрасный футбол.

У меня тоже была возможность стать футболистом. Поэтому мне это всё близко.

Я очень переживал. И, конечно, когда наши забивали голы — сам себя не узнавал, как я радовался!

— В общем, вы свои ноги пустили в другое русло…

— Кстати, 7-го числа, когда наши играли с хорватами, а я как раз была на «Борисе Годунове», невозможно было посмотреть счёт…

Э.С.: Балерины за кулисами и режиссёры — все следили.

— А сейчас, когда российская сборная выбыла, вы за кого-то болеете?

Д.Р.: Я буду болеть за Францию, честно скажу.

Э.С.: Я, наверное, тоже.

— И маленький блицопрос напоследок. Ваш любимый балет?

Э.С.: «Щелкунчик».

Д.Р.: Мой — «Баядерка».

— Любимый элемент в танце?

Э.С.: Вращения… Фуэте, например.

Д.Р.: А я люблю двойной кабриоль назад. Это когда разбегаешься и двумя ногами бьёшь в воздухе.

— Личный секрет поддержания физической формы?

Д.Р.: Для меня — каждодневные занятия, репетиции и регулярные спектакли.

Э.С.: То же самое.

— Вопрос Денису, на который он уже ответил. Если бы не были артистом балета, то…

Д.Р.: Я был бы футболистом или машинистом поезда. Машинистом поезда — потому что каждый год я ездил отдыхать не на море, а к дедушке в Красноярский край. Так как денег на самолёт у нас не было, мы ехали четыре дня поездом. И меня настолько это всё вдохновляло, это было настолько романтично, что я хотел быть машинистом поезда Москва — Владивосток. При этом, не меняясь ни с кем, одному неделю ехать. Но ещё не поздно. Футбол — уже точно нет, а вот машинист…

Полную версию интервью смотрите 12 июля на сайте RTД.

Элеонора севенард и Денис родькин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *